Обязательное применение ФСБУ 5/2019 «Запасы» с отчетности за 2021 год

В 2021 году материалы, готовую продукцию, товары и «незавершенку» нужно учитывать по нормам ФСБУ 5/2019 «Запасы». Новые правила существенно отличаются от прежних, но есть возможность воспользоваться упрощениями, а некоторым компаниями — и вовсе вправе отказаться от применения ФСБУ 5/2019.

Отличия новых правил

Федеральный стандарт 5/2019 «Запасы» утвержден Приказом Минфина от 15.11.2019 № 180н. Его применяют все организации, кроме бюджетных и микропредприятий (последние — не во всех случаях).

Особый акцент в ФСБУ сделан на обязанности признания запасов в учете: теперь компании, применяющие упрощенные способы бухучета, кроме микропредприятий, обязаны признавать запасы (п. 2 ФСБУ 5/2019). Прежние правила позволяли таким компаниям не учитывать МПЗ, списывая стоимость на расходы текущего периода, если в силу специфики их деятельности не образовывались существенные остатки МПЗ (п. 13.2 ПБУ 5/01).

ФСБУ 5/2019 также внес изменения в состав запасов:

  • запасы, предназначенные для управленческих нужд, можно не признавать активом, и затраты на их приобретение списывать на расходы периода (п. 2 ФСБУ 5/2019). Прежние правила позволяли так поступать только тем компаниям, которые вправе применять упрощенные способы бухучета (п. 13.3 ПБУ 5/01);
  • малоценные ОС с длительным сроком использования (свыше 12 мес.), ранее попадавшие в состав МПЗ на основании п. 5 ПБУ 6/01, новый стандарт не относит к запасам. Правда, Минфин все-таки допускает их учет в составе запасов — об этом они пишет в Письме от 02.03.2021 № 07-01-09/14384;
  • НПЗ напрямую отнесли к запасам (подп. «е» п. 3 ФСБУ 5/2019) в отличие от прежних правил, когда незавершенка в составе МПЗ не упоминалась (п. 2 ПБУ 5/01).
  • А еще по новым правилам нужно делать оценку запасов дважды (при поступлении и в дальнейшем), проводить проверку на обесценение, а иногда оценивать запасы по справедливой стоимости.

    Можно ли упростить учет запасов?

    ФСБУ 5/2019 предусматривает ряд «поблажек» — как для всех компаний, так и персонально для МСП, использующих упрощенные способы бухучета. При этом малым компаниям позволено упростить учет запасов, только если их бухотчетность не попадает под обязательный аудит.

    Лимиты по обязательному аудиту с 01.01.2021 увеличили, и теперь его должны проводить компании с суммой активов по балансу на 31 декабря предыдущего года более 400 млн руб. или с налоговыми доходами за предыдущий год более 800 млн руб. (Федеральный закон от 29.12.2020 № 476-ФЗ).

    Пять упрощений по ФСБУ 5/2019

    Новый стандарт позволяет:

    1.       Не применять ФСБУ 5/2019 при покупке запасов для управленческих нужд.

    Все компаниям позволено упростить бухучет запасов, предназначенных для управленческих нужд. Их можно не принимать к учету, а затраты на покупку сразу списывать в расходы (п. 2 ФСБУ 5/2019). Достаточно прописать это в учетной политике и детализировать в ней перечень управленческих запасов.

    2.       Списывать затраты на хранение и брак в текущие расходы.

    Это упрощение распространяется тоже на все компании. По новым правилам потери от брака и расходы на хранение готовой продукции в фактическую себестоимость не включаются, а относятся в расходы периода (п. 26 ФСБУ 5/2019).

    3.       Учитывать запасы по ценам поставщика.

    Малые компании вправе не учитывать в стоимости запасов проценты по коммерческим кредитам, льготы, скидки, ТЗР, влияние отсрочки платежа, оценочные обязательства по демонтажу, утилизации запасов и восстановлению окружающей среды (п. 17 ФСБУ 5/2019).

    4.       Не создавать резерв под обесценение запасов.

    Новый стандарт позволяет малому бизнесу оценивать запасы на отчетную дату по фактической себестоимости вне зависимости от того, потеряли они в стоимости к концу года или нет (п. 32 ФСБУ 5/2019).

    5.       Отказаться от применения ФСБУ 5/2019.

    Этот особый бонус только для микропредприятий, но применять его следует с осторожностью (об этом — далее).

    ФСБУ 5/2019 и упрощения для микробизнеса

    ФСБУ 5/2019 дает возможность максимально упростить учет запасов микропредприятиям, имеющим право на упрощенный бухучет ─ они могут не применять новый стандарт и все запасы списывать на расходы в периоде покупки (п. 2 ФСБУ 5/2019).

    Но использовать такой бонус нужно очень аккуратно. Без опаски микропредприятие может отказаться от применения ФСБУ 5/2019, если по роду деятельности не образует существенных материальных затрат и запасов и не учитывает их при расчете налоговых обязательств. Но выполнить оба условия под силу только микропредприятиям, применяющим УСН с базой «Доходы». При применении других систем налогообложения отказ от учета запасов создаст сложности с их контролем.

    Не следует отказываться от применения нового стандарта представителям микробизнеса, предоставляющего бухотчетность инвесторам и банкам, а также материалоемким производственным компаниям.

    Подсказки от Минфина и методологов

    Отдельные вопросы применения ФСБУ 5/2019 разъяснены в письмах Минфина и БМЦ, советуем с ними ознакомиться:

  • в Письме Минфина от 12.03.2021 № 07-01-09/17431 — раскрыты нюансы отражения в бухучете запасов при перспективном переходе на ФСБУ 5/2019;
  • в Письме Минфина от 02.03.2021 № 07-01-09/14384 — рассказано о возможности учета отдельных активов в составе МПЗ по прежним правилам;
  • в Информационном сообщении Минфина от 10.04.2020 № ИС-учет-27 — описаны основные новации бухучета запасов по ФСБУ 5/2019;
  • в Рекомендациях БМЦ Р-122/2020-КпР «Специальные средства производства» — разъяснен порядок бухучета спецодежды, спецоснастки и специнструмента при применении ФСБУ 5/2019.
  • Если у вас есть вопросы по переходу на новый ФСБУ 5/2019, мы поможем разобраться в новых требованиях, подскажем, как составить учетную политику по учету запасов и как организовать работу по новому стандарту, чтобы избежать налоговых рисков и претензий контролеров.

    Перезвоните мне